Эркки Куренниеми - инженер и музыкант
Финский инженер, музыкант и ученый Эркки Куренниеми (Erkki Kurenniemi). Если кратко, то Куренниеми был человеком объединивший в себе таланты новатора-футуролога, композитора, музыканта, ученого физика, инженера приборостроителя, программиста, режиссера, музыкального теоретика. Этот “чтец, жнец и на дуде игрец” по праву считается отцом финской электронной музыки, является создателем микропроцессоров, систем автоматизации, робототехники, а также, электронных музыкальных инструментов с цифровыми интерфейсами управления, которые он умудрялся реализовывать в далеких 60-х — 70-х.
Несмотря на смелые эксперименты и внушительный вклад в развитие техники и музыки, Куренниеми остаётся известен только сравнительно узкому кругу искусствоведов, любителей электронного авангарда и гиков. Исключение — его родина, где наследие Эркки считается предметом национальной гордости. Под катом подробно о жизни и деятельности незаурядного финна.
Куренниеми считают одним из пионеров т.н. цифрового искусства, музыковеды отмечают его талант как композитора-авангардиста и высоко ценят его передовые эксперименты в создании электронной музыки. Искусствовед Саймон Рейнолдс дал интересную оценку личности Куренниеми, назвав его гибридом Карла-Хайнца Штокхаузена, Бакминстера Фуллера и Стива Джобса в своей книге «Ретромания: привязанность поп-культуры к собственному прошлому».
Одной из амбициозных идей изобретателя является цифровая реконструкция собственного сознания по материалам подробного личного архива. В соответствии с прогнозами ученого достаточные вычислительные мощности для подобного будут достигнуты в 2048-м году.
Сын математика и школьник-радиолюбитель
Эркки Йоханнес Куренниеми родился 10 июля 1941 года в Хямеенлинне. Отцом будущего изобретателя и теоретика музыки был математик, доктор наук (PHD) Тауно Куренниеми, матерью поэтесса, автор детских песен Мариэтта Меллайс. Первые годы жизни Эркки выпали на тяжелый период Второй Мировой. Мать будущего изобретателя привила сыну любовь к музыке.
Эркки с матерью в зрелом возрасте
С пяти лет Эркки проявлял математическую одаренность, а в школьные годы всерьез заинтересовался физикой. На этой почве юный Куренниеми сблизился с отцом, который как мог поддерживал начинания сына. Известно, что первый опыт в конструировании и создании электроприборов он получил именно в школьные годы, в частности собирал радиоприемники. В подростковом возрасте Эркки начинает увлекаться компьютерами, информатикой и электронной музыкой. В то время в Финляндии появляется информация об экспериментах одного из пионеров и популяризаторов компьютерной музыки, американца Макса Мэтьюза. Услышав музыку Мэтьюза, Куренниеми загорается идеей о создании компьютерных произведений. После окончания школы перед талантливым финном встаёт вопрос о выборе специальности.
По признаниям самого Эркки, на выбор будущей профессии оказало влияние посещение экскурсии по головному предприятию компьютерной компании Compagnie des Machines Bull (CMB) в пригороде Парижа, куда Эркки ездил с отцом в 1960-м году. Высокие технологии произвели на Куренниеми настолько сильное впечатление, что он решил посвятить их развитию свою жизнь. В 1960-м году 19-летний экспериментатор поступает в Хельсинкский университет и начинает обучение на кафедре теоретической физики и прикладной математики.
Стремительный рост успешного студента
Уже в 1961-м году, будучи студентом, Куренниеми получает должность научного сотрудника радиоастрономической станции Хельсинкского университета. В 1962-м году вектор его научных интересов меняется и он становится ассистентом кафедры ядерной физики. В этой должности он проработает вплоть до 1968 года.
В этом же году Эркки начинает проводить собственные исследования в области электронной и компьютерной музыки. Зная о страстном увлечении молодого ученого, его приглашает профессор кафедры музыковедения Эрик Тавастстерна и предлагает создать в университете студию электронной музыки. Куренниеми получает неоплачиваемую должность ассистента-волонтёра и почти неограниченные возможности для экспериментов.
фото профессор Тавастстерна за роялем
Вопреки ожиданиям научных руководителей Куренниеми не садится за докторскую диссертацию, а посвящает все свое время исследованиям и экспериментам. Десять лет практики в стенах университета позволяют исследователю создать 10 принципиально новых музыкальных инструментов, не имевших аналогов на момент появления.
Ассистент кафедр ядерной физики и музыковедения Эркки Куренниеми
Студия и инструменты
При создании студии Куренниеми применяет концепцию, которая принципиально отличается от всего, что на тот момент существовало в Финляндии и практически не использовалось в мире. Эркки отказывается от семплирования и редактирования звуков на магнитных лентах и делает упор на создание и использования цифровых контроллеров, цифровой обработки, автоматизации воспроизведения, секвенсоров, слегка разбавляя их «теплыми» аналоговыми осцилляторами и фильтрами.
До 1967-го года при создании своих инструментов Куренниеми применял способы цифрового синтеза близкие к синтезаторам RCA mark 1 и 2 1950-х. Куренниеми всегда пытался добиться необходимого звучания путём цифровой обработки звука. Кроме того он разбирался в аналоговом синтезе и с успехом комбинировал генераторы тонов, фильтры, кольцевые модуляторы, пружинную реверберацию.
Одновременно с работами в студии Эркки изготавливал электронные музыкальные инструменты под заказ. Клиентами изобретателя были композиторы М. А.Нуминен, Осмо Линдеман и Ральф Лундстен. Для последнего он создал полифонический синтезатор с цифровым управлением, названный Andromatic.
Наиболее интересной является серия DIMI (Digital music instrument) в которой Куренниеми одним из первых использовал цифровые контроллеры и самостоятельно разработанные на их базе уникальные интерфейсы управления.
Первым цифровым музыкальным инструментом Куренниеми был интегральный синтезатор (Integrated Synthesizer), созданный в 1967-м году. Прибор использовал пин-матричное программирование (pin-matrix programming) и по праву считается одним из первых цифровых синтезаторов, появившихся до изобретения FM-синтеза. По сравнению со своими собратьями из 50-х он был ещё и достаточно компактным, габариты устройства составляли 40x40x15 см.
Для реализации амбициозного проекта DIMI, в 1970-м году новатор покидает университетскую студию и открывает компанию Digelius Electronics Finland. На подготовительном этапе изобретатель экспериментировал с комбинацией цифрового и аналогового синтеза, секвенсоров и оригинального цифрового управления, которое было частично заимствовано у калькуляторов того времени. Таким образом в ранних прототипах работ Куренниеми длительность, частоту и амплитуду звука можно было задать серией чисел. Позже интерфейсы стали более совершенными.
Уделяя внимание оригинальным интерфейсам и пытаясь заинтересовать пресытившуюся классическими Moog общественность, Эркки создаёт серию устройств с уникальными интерфейсами для звукоизвлечения.Первым инструментом, созданным под брендом Digelius, был DIMI-A, который представлял собой цифровой синтезатор, управляемый при помощи 2-х стилусов и контактной панели.
DIMI-A
Процесс исполнения на DIMI-A
Вторым и наиболее известным стал Dimi-O, созданный в 1971-м году. Гибрид синтезатора и видеокамеры позволял извлекать нужную ноту (или несколько) при попадании части тела в нужную часть кадра. Обработка сигнала происходила при помощи компьютера. Кроме того инструмент имел стандартную клавиатуру, а также был оснащён секвенсором и рядом других интересных функций. Как он работал проще понять из демонстрационного видео.