7 легендарных альбомов, в создании которых участвовал Брайан Ино
Сегодня, 15 мая, исполнилось 76 лет Брайану Ино. Это тот случай, когда человек ни в каких дополнительных представлениях не нуждается — U2, Coldplay, Дэвид Боуи и все артисты эмбиента многим ему обязаны. Брайан — не только гениальный музыкант, но и мудрый человек: рассказываем об известных работах других исполнителей, к которым он приложил руку.
Genesis — «The Lamb Lies Down on Broadway» (1974)
Последний альбом Genesis с Питером Гэбриелом — на следующем «A Trick of the Tail» уже будет петь Фил Коллинз. Здесь Ино принимал участие лишь в записи двух композиций — «In the Cage» и «The Grand Parade of Lifeless Packaging». За продюсирование здесь отвечал звукорежиссер Джон Бернс. Вклад Брайана обозначен как «Enossification», то есть «Иноссификация» (термин, образованный от его фамилии). Это слово обозначает специальную обработку инструментов и вокала, которую умеет делать только Ино.
Слово «иноссификация» придумал Питер Гэбриел: по стандартам начала 1970-х приемы Ино казались чем-то невероятным, на грани магии (будем честны, сейчас они тоже потрясающие). Правда, были и сомневающиеся в его талантах. Клавишник Genesis Тони Бэнкс считал, что Брайан всего лишь повернул пару ручек и поэтому не заслуживает указания имени в выходных данных. А вот Фил Коллинз — на тот момент барабанщик — поддержал Ино. Поэтому в будущем Коллинз и Ино продолжили общаться и работать.
Дэвид Боуи — «“Heroes”» (1977)
Не единственный, но, наверное, самый известный альбом Боуи, над которым трудился Ино. И вообще один из самых популярных у Дэвида, хотя бы благодаря хитовому заглавному треку. Брайан на «“Heroes”» не фигурирует в качестве продюсера (ими стали сам Боуи и Тони Висконти), там он указан в качестве одного из музыкантов — игравшего на клавишных и синтезаторах. Однако он еще и выступил соавтором четырех песен — включая заглавную — и в целом сыграл значительную роль на альбоме. На «“Heroes”» Брайан точно занимал больше места, чем на «Low» (1977), предыдущей пластинке из берлинской трилогии Ино-Боуи.
Кстати, Ино — не единственный великий музыкант, которого можно услышать на «“Heroes”». Партии лид-гитары исполнил Роберт Фрипп из King Crimson (который, кстати, записал с Ино целых три совместных альбома!).
Talking Heads — «Remain in Light» (1980)
Какое отличное совпадение: фронтмен Talking Heads Дэвид Бирн и Брайан Ино празднуют дни рождения друг за другом — 14 и 15 мая соответственно. До «Remain in Light» Ино записал два альбома группы, «More Songs About Buildings and Food» (1977) и «Fear of Music» (1979). Но на этой пластинке Брайан сделал больше всего работы — и продакшн, и различные инструменты, и обработку бэк-вокала, и запись бэк-вокала.
На «Remain in Light» слышно влияние африканской музыки — тогда Talking Heads увлекались записями нигерийца Фелы Кути, создателя жанра афробит и одного из главнейших африканских артистов всех времен. Ино посоветовал группе позвать дополнительных музыкантов, так как песни и аранжировки были довольно сложными — особенно чтобы исполнять их вживую вчетвером. На альбоме также отметились Эдриан Белью из King Crimson (опять!), автор хита «Addicted to Love» Роберт Палмер и певица Нона Хендрикс из группы Labelle, исполнителей хита «Lady Marmalade».
Джерри Харрисон, клавишник и гитарист, говорил, что Talking Heads не хотели просто подражать африканским мотивам, но смешать рок и этническую музыку.
«Звуки Му» — «Звуки Му / Zvuki Mu» (1989)
Нет, никто ничего не перепутал. Ино действительно всерьез интересовался российской (точнее, советской) музыкой и творчеством Петра Мамонова в частности. Брайан, познакомившийся с русским рокером в 1987-м в гостинице «Интурист», разглядел в Петре «какой-то древний архетип». Ино казалось, что Мамонов как будто бы пришел из Средневековья, что было одновременно притягательным и несколько пугающим.
Бас-гитарист Александр «Липа» Липницкий положительно отзывался о сотрудничестве с Ино. По его словам, с Брайаном было очень легко работать. Он давал «Звукам Му» полную творческую свободу и лишь иногда вставлял свои замечания. А вот Мамонову инновационные идеи Ино не слишком нравились. Как вспоминал Артемий Троицкий (признан в России иноагентом), Брайан в итоге послушал Петра и сделал такой альбом, который хотелось Петру. Интересно, что в России пластинку издали только в 1998-м, через девять лет после оригинального релиза.
U2 — «Achtung Baby» (1991)
Говоря об Ино и U2, обычно вспоминают два альбома — «The Joshua Tree» (1987) и «Achtung Baby» (1991). На «The Unforgettable Fire» (1984) и «All That You Can't Leave Behind» (2000) продюсер тоже отметился, но эти две — самые известные работы. Особенно «Achtung Baby», ведь именно на этой пластинке вышел «One», главный хит U2. При этом во время записи материала U2 зашли в творческий тупик, продюсеру даже казалось, что группа вот-вот распадется. Но, к счастью, музыкантам удалось из него выбраться — и как раз во время создания «One», когда гитарист Эдж наконец нашел нужную последовательность аккордов.
При этом Брайан Ино ставил себе задачу убрать из звучания все, «что было похоже на U2». Он хотел, чтобы группа получила свежий взгляд на песни и специально не слушал их в перерыве между сессиями. Ино называл «Achtung Baby» мрачным и сравнивал его атмосферу с декадентским Берлином 1930-х годов.
Лори Андерсон — «Bright Red» (1994)
Релиз, обозначивший более «попсовое» направление в музыке выдающейся исполнительницы-авангардистки. Большую часть материала Андерсон написала сама, но кое-что — и с Брайаном, например, «The Puppet Motel» и «Poison». Тут еще и Лу Рид (муж Андерсон, на тот момент — бойфренд) есть, который спел с Лори дуэтом «In Our Sleep» и одолжил свой бэк-вокал в других композициях. Такие семейные коллаборации мы горячо одобряем. И, как в случае с Коллинзом, Андерсон и Ино не только работали вместе, но и много лет дружат.
«Bright Red» разделен на две части, первую «Bright Red» и вторую «Tightrope», в обеих по семь песен. Наиболее известная композиция с альбома — «Speak My Language», попавшая в саундтреки к фильмам «Так далеко, так близко!» Вима Вендерса и «Падшие ангелы» Вонга Карвая.
Coldplay — «Viva la Vida or Death and All His Friends» (2008)
Поворотный альбом в карьере группы. До «Viva La Vida» к Coldplay многие относились не слишком серьезно, воспринимая их как скучных и малоизобретательных музыкантов. Их предыдущий альбом «X&Y» (2005) много критиковали, и Coldplay хотели стать лучше. Фронтмен Крис Мартин спросил Ино, не знает ли он каких-нибудь продюсеров, которые могли бы поработать с его группой. И Брайан предложил свою кандидатуру.
Ино не стеснялся критиковать идеи Coldplay и стремился, чтобы каждая песня звучала по-разному. В итоге у них получился не просто отличный альбом, но плотное сотрудничество. Брайан также приложил руку к следующим пластинкам Coldplay — «Mylo Xyloto» (2011) и «A Head Full of Dreams» (2015), а также EP «Kaleidoscope» (2017). Интересно, что U2 — одни из главных кумиров Coldplay, и в каком-то смысле они повторили путь своей любимой группы.
Питер Гэбриел — «I/O» (2023)
Начали с Гэбриела — им же и закончим. Сейчас рокеру 74 года, но его творческой форме могут позавидовать и 25-летние. В прошлом году Питер выпустил первый за 21 год альбом с оригинальным материалом — актуальным, интересным и просто очень качественным. Даже сам метод релиза получился оригинальным: в течение года Гэбриел выпускал по одной песне каждый месяц, в день полнолуния, с 6 января по 27 ноября. И да, треков на пластинке именно 12.
Ино на «I/O» сыграл на синтезаторе, перкуссии, укулеле, гитаре и, конечно, занимался продакшном. И еще стал одним из авторов песни «Road to Joy». Записи Ино и Гэбриела по умолчанию не могут звучать плохо, но «I/O» все равно поражает: это редкий релиз, который воспринимается одновременно современным и мудрым. Другие музыканты, отметившиеся на «I/O» (Дэвид Роудс, Тони Левин, Ричард Расселл), тоже сделали работу по высшему разряду.
Мы на сто процентов уверены — в будущем Брайан Ино подарит нам еще не один великий альбом.